Реставрация платья
Из отчета реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря

Костюм, «платье-парочка», сшитый из голубой тафты, с рисунком из белых и чёрных полос, украшенный кружевом. Очищен от загрязнений, устранена деформация ткани. Кружево частично демонтировано, укреплено в местах разрывов и монтировано на прежние места. Белые шёлковые ленты, подложенные под кружево, частично перекрыты плотным реставрационным газом. Также перекрыт и низ подола юбки для сохранения материала экспоната.Сдублирована и укреплена манишка кофточки. Полочки также сдублированы на шёлковый реставрационный газ и укреплены иглой. Восполнены недостающие крючки и петли. Проведено восстановление всех авторских швов. В связи с сильной ветхостью окантовочной тесьмы лацканов, мешающей эстетическому восприятию костюма, принято решение

о сборке лацканов без окантовки. Помимо этого, детали окантовки имеют отличную от первоначальной, фактуру, сама окантовка составлена из фрагментов различных тканей, что позволяет предположить, что она появилась позже, в процессе поновления костюма.



После введения Петром I европейского платья в обиход жизни гражданских сословий России, крестьянская и городская одежда медленно, уступая по детали костюма, постепенно менялась. К концу XIX века на общеевропейское платье перешло большинство представителей среднего класса.

Сарафан, повседневная одежда женщины, вытеснялся юбками из тафты, штофа, парчи, ситца. Эти материалы хорошо сочетались с душегрейками, фуфайками, которых позже заменили кофты. Кофты шились из какой-нибудь плотной материи и первоначально, по фасону, напоминали русскую традиционную одежду. Но постепенно в модели вносилось всё больше деталей из европейской моды. Особенно это стало заметно в покрое ворота и рукавов. Покров кофты старались приблизить к покрою длинного платья, шить из самых дорогих и модных материй, украшались кружевами и блондами.

Во второй половине XIX века лифы дневных, чаще вечерних платьев, шили с невысоким стоячим воротничком, прямоугольный, чаще треугольный вырез отделывался рюшем или кружевным жабо, а в 70-80-е годы в моду входят манишки. При стоячем воротничке носят галстук в виде ленточки, завязанной бантом. Кофту и юбку шили из одинаковой ткани, такой костюм стали называть «платье-парочка».
Галина Безрукова-Евсеенко и Анастасия Лобанова
Литература:
Уваровские чтения, 19-21.04.2017г., Муромский историко-художественный музей,
Е.И. Сазонова «Костюм русского горожанина XIX -н. XX в.: традиции и новации»,
Н.М. Каминская «История костюма»,
Л. Беловинский «История русской материальной культуры».