Полезная Информация
Источники поиска информации о предках
Источник: «История тебя. Восстанови родословную с XVII века», В.Салтыкова

Редакция: А.Бодылева
14 советов, как записать воспоминания дедушки или бабушки
Французский историк Франсуа Артог писал, что мы смотрим на мир вокруг себя как бы из буду­щего и видим в настоящем то, что уже завтра станет прошлым. Ощущение ускользающего мира, просачивающегося как песок сквозь пальцы, часто вызывает желание записать воспоминания — близких и родных, коллег или даже соседей. Кто-то из них был участником важных исторических событий, чья-то жизнь проходила в условиях, о кото­рых мы ни­чего не знаем. А кто-то может рассказать об исто­рии семьи то, что нам больше неоткуда узнать. Если вы тоже чувствуете потребность поймать исчезающее на глазах прошлое, мы попробуем помочь вам записать воспо­минания, к которым вы сможете потом еще не раз обратиться.
1. Имейте в виду, что воспоминания не всегда позволяют узнать, «как все было на самом деле»
Воспоминания — интересный, живой источник, который кажется легко доступ­ным. Многие считают, что расспросить человека проще, чем про­вести архив­ное исследование. Если в книгах не удается найти какую-то информацию о прош­лом, достаточно отыскать свидетеля, который расскажет, как все было на са­мом деле. К сожале­нию, это не совсем так.

Воспоминания позволяют нам погрузиться в мир повседневности — обычной жизни, которая про­ис­ходит изо дня в день, когда люди просыпаются по утрам, умываются, завтракают, идут на работу. И отчасти они позволяют приоткрыть эмо­циональный мир прошлого, о котором сложно узнать из офи­ци­­альных и архив­ных документов. Если же вам нужно прояснить даты, места или обсто­ятельства конкретных событий, не стоит рассчитывать на свойства памяти. Ценность во­споминаний не в том, что они позволяют реконструи­ровать прош­лое: они дают возможность понять, какое значение прошлое приобрело в нас­то­ящем и как по-разному одни и те же события могут помнить разные люди.
2. Задумайтесь о своей цели
В Прежде чем взять в руки диктофон, попробуйте сформулировать, зачем вам нужно записать во­споминание. Может быть, вы хотите узнать о жиз­ни бабуш­ки и дедушки в сталинских лаге­рях. Или как они пережили блокаду, прошли войну, выжили во время холокоста, учились в позднесоветской школе. А может быть, вы прос­то хотите узнать об истории семьи что-то, чего не найдешь ни в одном архиве.

Кроме того, запись воспоминания — это возмож­ность неторопливого, вдумчи­вого разговора со сво­ими близкими и удобный формат для мед­ленного обще­ния. Интервью позволяет создать атмосферу доверия и хотя бы на время забыть о возможных кон­фликтах и противоречиях.
3. Подумайте, как вы объясните цель интервью своему собеседнику
Даже если собеседник приходится вам дедушкой или бабушкой, ему или ей пот­­ребуются объясне­ния. И от того, какими они будут, зависит, что вы по­том услы­шите в интервью. Иногда пожи­лые люди думают, что их воспо­мина­ния не име­ют значения и не заслуживают внимания. Многие скажут, что им не­чего расска­зывать или что они ничего не помнят. В большинстве случаев это не так, просто люди считают свою жизнь слишком обыч­ной и незначитель­ной, чтобы рассказывать о ней. Вам придется убедить, что важен любой рас­сказ и что каждая жизнь интересна.

Некоторые люди опасаются возможных послед­ствий своих рассказов — и такие опасения небез­основательны. В воспомина­ниях люди делятся подробностями личных биографий и жизней других людей, выска­зывают свои суждения, поэ­то­му вопрос о конфиденциальности заслужи­вает уважи­тельного и внима­тель­ного отношения. В устно-исторической практике Европы и США уже много лет дей­ствует строгое правило, которое предписывает получение письменного сог­ласия от ин­фор­ман­та с указанием допустимых форм использо­вания записи. В России такая норма соблю­дается далеко не всегда. Но вам все-таки стоит задуматься о возможных последствиях публикации интервью и спросить собеседни­ка, не против ли он или она, если разговор будет опубликован.
4. Помните, что вы — путешественник, а не шахтер
Скандинавский психолог Стейнар Квале, написав­ший одну из самых полезных книг об исследова­тель­ском интервью, использо­вал в ней метафору шахтера и путешествен­ника. Когда мы беремся записывать устные истории, нам иногда кажется, что самое главное — докопаться до фактов. Подоб­но шахтерам, мы вы­­­­­­би­раем место для до­бы­чи, а потом начинаем копать, отбрасывая ненуж­­ное, стремясь добраться до ценной породы. Такая стратегия не подходит для записи воспо­мина­ний. Гораздо продуктивнее почув­ствовать себя путешествен­ником, который вместе с другим человеком отправляется в путь, полный неожи­дан­ностей и сюрпри­зов. Путешественник не зна­ет наверняка, куда при­ведет его эта дорога, но го­тов следовать по ней, радуясь тому, что откры­вается за поворотом.
5. Хорошо подумайте о месте и времени интервью
Выбирая место для беседы, ориентируйтесь на два главных фактора: тишина и уедине­ние. Любые звуки — даже музыка на заднем плане или вклю­ченный телевизор — могут стать помехой и для самой беседы, и при расшифровке. Важно, чтобы вокруг не было людей, иначе атмосфера довери­тельного обще­ния может не сложиться. Идеаль­ное пространство — комната с закрытой дверью, где нет никого, кроме вас и собеседника. Если вы не можете встре­титься с че­ловеком лично, можно воспользоваться онлайн-платформами, но не забывай­те, что вирту­альное интервью (пусть даже и с камерой) никогда не сможет за­менить личный кон­такт. Договариваясь о встрече, отведите на нее не меньше двух часов и постарай­тесь выбрать время так, чтобы ни вы, ни ваш собеседник никуда не спешили.
6. Подготовьте технику
Интервью можно записать на диктофон или смартфон. Если вы собираетесь писать на те­ле­­фон, не забудьте проверить, заряжен ли он и есть ли в нем сво­бодная память. Если вы поль­зуетесь диктофоном, возьмите запас­ные бата­рей­ки. Звуко­записыва­ющее устрой­ство нужно поло­жить рядом с рассказ­чиком, а не на другом конце стола.

Если вы решили проводить интервью дистан­­цион­но, можно воспользоваться встроенными опциями записи в программах Skype или Zoom, а для записи разговора в других мессенджерах — дополни­тельными приложениями, напри­мер Simple Recorder, Real Call Recorder или Cube ACR.

Если у вас есть хорошая камера и штатив, интер­вью можно записать на видео. Но в этом случае вам будет сложно создать атмосферу приватной беседы. Вклю­ченная камера часто смущает чело­века и заставляет слишком тщательно подбирать слова.
7. Составьте заранее список вопросов и задавайте их по одному
Вопросы бывают закрытые и открытые. Вот примеры закрытых вопросов: «Вы жили в этом доме?», «В каком году вы пошли на фронт?» Иногда такие вопросы бывают полезны, но при записи воспоминаний луч­ше задавать откры­тые вопросы, побужда­ющие человека рассказывать. Например: «Расскажите о том, как вы пошли в первый класс», «Вы помните, когда переехали в этот город? Расскажите об этом». Составьте список вопросов заранее. Если вы бу­дете вни­мательно слушать, то, скорее всего, по ходу беседы у вас возникнет много новых, допол­ни­тельных вопросов. И все же лучше потрениро­ваться в формулировке открытых вопросов до интервью, чтобы потом чувствовать себя уверенно.

Помните: если задать собеседнику несколько вопросов подряд, скорее всего, он ответит только на последний. Поэтому вопросы сле­дует задавать по одному.

Для каждой темы могут быть свои отдельные вопросы, но есть и общие, уни­вер­сальные. Все они сформулированы как предложения-просьбы: «Расскажите о своих самых ранних воспомина­ниях», «Расскажите о своем детс­тве», «Когда, как вам кажется, ваше детство закончилось? Расска­жи­те об этом», «Расска­жите о ваших самых тяже­лых воспомина­ниях», «Расскажите о ваших самых светлых воспоминаниях».
8. Не пренебрегайте самым очевидным вопросом: «Не могли бы вы рассказать о своей жизни?»
Просьба рассказать о своей жизни — самый простой, удобный и эффективный способ запи­сать интересное воспоминание. Такое интер­вью называют биогра­фическим. У большинства людей есть общее представ­ление о том, как следу­ет рассказывать о жизни. Это и преимущество, и недостаток биографий. Проя­вив сообразитель­ность, упрямство и продемонстрировав свою заин­те­ресован­ность, вы сможете кого угодно уговорить рассказать о своей жизни. Каждый сможет сказать хотя бы пару слов, и эти слова будут организованы как история с сюжетом и развитием событий. К тому же рассказ о жиз­ни позволит вам ухватиться за упомянутые детали, чтобы потом расспро­сить о них подроб­нее. Это преимущество. Недостаток же в том, что люди, читавшие биографии знаменитостей, как правило, не считают свою жизнь интересной и расска­зы­вают о ней коротко и схематично. В этом случае вам придется мотивировать собе­сед­ника дополнительными вопросами.
9. Научитесь слушать
Самая естественная форма общения двух людей — диалог, а не монолог. Но во время интервью нуж­но помнить, что ваша задача — записать рассказ, историю, нарратив. Ваша главная цель — сделать так, чтобы человек захотел и смог рассказывать. А для этого нужно научиться не только задавать откры­тые вопросы, но и слушать. Будьте внима­тельны к тому, что говорит ваш собеседник, не перебивайте, а услышав ответ на свой вопрос, не торопитесь, выдержите паузу. Даже если вам кажется, что человек сказал все, что хотел, подо­ждите еще пару секунд. Это бывает трудно: в обычной жизни мы много говорим, перебиваем и недослу­шиваем. Сейчас наша задача — услы­шать собе­седника, а не высказаться самим.
10. Избегайте суждений и оценок
Интервью — это не спор и не обмен мне­ниями. Интервьюер стремится узнать, что думает другой человек, а не доказать свою точку зрения. Конеч­но, и здесь бывают исключения. Но, как правило, интервьюер готов к тому, что его мнение может отли­чаться от мнения собеседника. Такие разли­чия бывают очень серь­езными. Когда амери­кан­­ский историк Клаудия Кунц писала книгу о жен­щинах в нацисткой политике, ей пришлось брать интервью у лидера Национал-социалистической женской организации Гертруды Шольц-Клинк, Lady Führer über Alles , как назвали ее историки. Спустя многие годы после войны Герт­руда Шольц-Клинк не раскаивалась в том, что делала в прошлом, и не чув­ствовала потреб­ности оправдываться. Это интервью было большим испыта­нием для исследователя. Хотя такие ситуации возникают не очень часто, взгля­ды людей нередко расходятся, пусть и в менее значительных вопросах. Но если уж мы решили слушать другого человека, мы должны дать ему возможность говорить свободно, не сбивая соб­ственными соображениями об услышанном.
11. Говорите просто
Избегайте научных терминов и абстрактных понятий. Во время интервью не нужно дока­зы­вать, что вы умны и хорошо образованны. Ис­поль­зование сложных слов и граммати­чес­ких конструкций не только производит эффект более высокого статуса интервьюера, вынуждая собе­седника строго цензури­ровать свою речь, но и малополезно для беседы. Задавайте конк­ретные, понят­ные вопросы. Рассужде­ние в ответ на вопрос «Что для вас значило понятие „любовь" во время войны?», конечно, может быть интерес­ным, но куда боль­ше узнать о любви во время войны вы сможете, если попросите рассказать об отно­ше­ниях двух людей, об их общении и пережива­ниях.
12. Не увлекайтесь ролью психотерапевта
Если у вас все получилось, вы были доста­точ­но внимательны и заботливы, продемон­стрировали свою заинтересованность и создали комфортную и безо­пасную атмосферу общения, воздержива­лись от лишних вопросов и суждений, слушали и выдерживали паузы, позволив человеку гово­рить искренне и сво­бод­но, вы неизбежно почув­ствуете себя в роли психотерапевта. И ваш собе­сед­ник тоже это почувствует: какой бы тяжелой ни была беседа, ее психо­те­ра­певтический эффект неизбежен. Во вре­мя такого разговора человек чувст­ву­ет себя в центре чьего-то внимания, прого­варивает невыска­занное и не боится, что его слова будут как-то оценивать. Именно поэтому исследователя так часто благодарят после многочасового интервью.

Очень важно помнить, что вы не психо­тера­певт и не должны решать чужие проблемы. Вы — путешественник, и, когда путешествие закон­чится, вам придется вернуться домой.
13. Не откладывайте обработку интервью
Интервью закончилось. Вы поблагодарили собеседника, вас переполняют мысли, а на смартфоне или диктофоне появился новый аудиофайл. Не оста­навливайтесь в этот момент. Если вы не перенесете файл на компьютер и не да­ди­те ему название, уже через месяц вы не сможете его найти. Вы мо­же­­те случайно удалить его, когда будете чис­тить память для других задач, или поте­ряете среди прочих записей. Поэтому лучше сразу скопировать аудио в подхо­дящую пап­ку и сделать расшифровку интервью. Это не только удобно, но и по­лезно, потому что во время расшифровки вы обяза­тельно обна­ру­жите что-то, что пропустили во время разговора.
14. Вдохновляйтесь чужой работой и делитесь своей
За рубежом уже довольно давно работают большие и маленькие проекты, которые собирают воспоминания о различных событиях и уст­ные истории пред­ставителей разных сооб­ществ. В последние годы такие инициативы стали появляться и в России. Хотя таких крупных ресурсов, как звуковой архив Британской библиотеки или архив Института устной истории Бэйлорского университета, у нас пока нет, существует довольно много русскоязычных проектов, где можно послушать или почитать чужие воспоминания и пред­ложить свои записи.

Одна из самых старых устно-исторических коллекций собрана в отделе устной истории Научной библиотеки МГУ. Ее основу составили беседы Виктора Дми­триевича Дувакина , записанные в 1967–1982 годах. Фонд развития гумани­тар­ных исследований « Устная история», созданный в 2010 году, активно собирает и выкладывает на своей странице новые записи.

Сбором и публикацией воспоминаний уже много лет занимается международ­ное историко-просве­тительское общество «Мемориал» ( признано иностранным агентом), где собран большой архив документов и воспоминаний. На базе «Мемориала» (признан иностранным агентом) запущены несколько сайтов. Проект «Та сторона» посвящен материалам о быв­ших остарбайтерах, военнопленных и узни­ках немецких лагерей. «Последние свидетели» — это банк воспоминаний жертв и свидетелей советских репрессий.

В Музее истории ГУЛАГа тоже есть проект записи воспоминаний людей, про­шедших через репрес­сии советского времени. Сот­рудники музея сами берут интервью и записывают их на видео, но го­то­вы сотрудничать с командами в регионах и разыс­кивают контакты потенциальных респондентов.

Огромная подборка воспоминаний о Великой Отечественной войне собрана командой проекта « Я помню», запущенного в 2001 году. Сейчас на сайте выложено больше 3000 записей.

В 2016 году фонд ИНДЕМ вместе с Прези­дент­ским центром Б. Н. Ельцина начали собирать воспоминания о 90-х годах: сейчас в фонде почти 300 мате­риалов. В дальней­шем участники проек­та планируют исполь­зовать эти записи для под­готовки многотом­ника, посвященного первому десятилетию постсо­ветской России.

В последние годы в России появились проек­ты, посвященные прошлому отдельных городов, рай­онов и даже домов. Команда Шанинки во главе с антропологом Никитой Петровым создала ресурс «Историческая память городов». Сейчас география проекта охватывает Москву, Нижний Новгород, Иваново, Рязань, Луховицы, Выксу и Шую. Все воспоминания расшифро­вы­ваются и наносятся на карту. Скоро пользователи смогут добавлять истории на сайт самосто­ятельно.

Музей Басманного района Москвы собирает воспоминания нынешних и бывших жителей района, а Музей Булгакова — интервью с жи­те­лями дома № 10 на Большой Садовой.

В Коломне запущен проект « Коммунальная Одиссея» — начало городского архива лич­ных воспоминаний коломенцев. В мульти­медийном архиве уже сейчас опубликованы интервью с десятками жителей «комму­наль­ной эпохи», чьи детство и юность приходились на время 1960-х годов.

Музей «Невская застава» в Санкт-Петербурге подготовил выставку «Блокада. Недетские истории», открытую январе 2020 года в дет­ской библиотеке № 8. Сейчас музей и библи­отека закрыты, но воспоминания, записан­ные для этого проекта, доступны в интер­не­те.

Число локальных проектов, собирающих воспоминания местных жителей, постоянно растет. Если вы не нашли подходящего, задумайтесь о создании своего.
Автор: Екатерина Мельникова
Источник: Арзамас