Аптечка в русском стиле
В конце XIX века в Европе возник новый стиль, в России он был назван «модерном». Лозунгами времени стали эстетическое наполнение бытовой среды и общедоступность красоты, что повлекло за собой расцвет декоративно-прикладного искусства. Мастера стремились все создаваемые ими даже с утилитарной целью предметы превращать в произведения искусства, особенно это касалось производства мебели. Однако русский модерн в этой сфере был довольно самобытным явлением.

С модерном на смену симметрии, прямолинейности и геометрическим формам пришли изящные асимметричные формы с естественными или причудливыми изгибами и обтекаемым контуром. В качестве украшения широко использовались разнообразные растительные орнаменты, символизирующие возвращение к естественности живой природы.


Русский модерн
Новый стиль пришел в Россию в то время, когда здесь было сильно увлечение древним искусством и народным творчеством, коснулось это и производства мебели. В связи с этим в рамках модерна возникло течение с национально-романтическим уклоном, которому впоследствии дали название «неорусский стиль». Многие известные художники работали в этом направлении, что и определило самобытность русского модерна.

Если инициаторами возникновения нового стиля в Европе явились архитекторы, то его творцами в России, совсем не случайно, были талантливые живописцы.

Одним из образцов становления зарождающегося "русского стиля" в производстве мебели является знаменитое кресло Шутова, созданное им в 1870 году. Детали этого кресла, казалось, были взяты с крестьянского двора: дуга от конской упряжи, топоры, рукавицы.
Кресло «Дуга, топор и рукавицы» работы мастера В.П.Шутова. 1870 год
Самыми знаменитыми художественными центрами по возрождению русских народных традиций в эпоху модерна являлись Абрамцево, Талашкино и менее известный Сергиев Посад.
Абрамцево
Инициатором создания этого центра в своей подмосковной усадьбе был знаменитый меценат С. И. Мамонтов, который поддерживал идею развития национального искусства, а возглавляла мастерские Елена Поленова, сестра известного художника. В мамонтовский кружок входили такие художники, как И. Репин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров, И. Билибин, братья Васнецовы и др.

Абрамцевская мебель пользовалась очень большим спросом, а просуществовал центр до революции.
Поленова Е.Д. Шкафчик по её проекту. Дерево (липа), роспись. 1885. Абрамцевская столярная мастерская.
Шкафчик настенный, угловой (аптечка). Липа, проект Е.Д. Поленовой, 1900-е г.
Аптечка